Красноармейское территориальное управление
Комитета по образованию и науке
Администрации г.Волгограда
«Принят» «Утверждаю»
на заседании Заведующая МОУ д/с № 12
педагогического совета ________ Ю.В.Лескина
протокол от 01.09.2010
от 01.09.20010 № 5
муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 12
Красноармейского района города Волгограда
на 2010– 2015 г.г.
Волгоград
2010
Пояснительная записка
В настоящее время программа развития является обязательным документом в дошкольном образовательном учреждении. В современных условиях перед многими педагогическими коллективами возникла проблема разработки программы развития своих учреждений. Потребность в документах такого рода обусловлена: во-первых, необходимостью сохранить свой статус на рынке образовательных услуг; во-вторых, стремлением успешно пройти процедуры аттестации и госаккредитации.
Программа развития учреждения – это спланированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения. Система управленческих действий, заложенных в программу, затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей. Программа развития ориентированна в конечном итоге на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания. При составлении программы развития детского сада учитывается специфические особенности педагогического коллектива дошкольного учреждения, реальная обстановка и условия, тех сотрудников, кто будет осуществлять на практике мероприятия, предусмотренные в программе развития. Программа развития дошкольного учреждения характеризуется следующими качествами: актуальность – свойство программы ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания детского сада; прогнозируемость – свойство программы по отражению в своих целях и планируемых действиях сегодняшние и будущие требования к дошкольному учреждению; рациональность – свойство программы определять цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат; реалистичность – свойство программы по обеспечению соответствия между желаемым и возможным; целостность – свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимого для достижения цели, а также согласованность между ними.
Данная программа развития является важнейшим документом, позволяющим детскому саду выработать четкие перспективы развития.
Структура программы развития детского сада
I. Информационно-аналитическая часть:
1) Информационная справка о детском саде.
2) Проблемный анализ состояния МОУ детского сада.
3) Характеристика требований социума.
Цель: определение уровня работы дошкольного образовательного учреждения.
II. Концептуально-прогностическая часть:
1) Организационно-педагогическая структура
2) Организация образовательного процесса
3) Система управления ДОУ
Цель: определение модели будущего учреждения.
III. Ресурсное обеспечение программы развития детского сада:
1) Система ресурсообеспечивающей деятельности.
2) Структура взаимосвязи (внешних связей) детского сада с социумом.
Цель: обработка информации о методическом обеспечении программы; определение содержания и форм взаимодействия с социумом.
IV.Процессуально-технологическая часть:
1) Основные направления деятельности и задачи
2) Действия (мероприятия)
3) Этапы (строки)
4) Ответственные
Цель: составление конкретного плана действий по реализации программы.
V.Контрольно-экспертная часть:
Цель: определение конечных и промежуточных целей для проверки реально полученных результатов на их соответствие целям программы.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Информационная справка об учреждении
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 Красноармейского района города Волгограда функционирует с 1941 года как учреждение общеразвивающего вида. В сентябре 1998 года дошкольное учреждение было передано из ведомства ОАО « РЖД » в муниципальную собственность.
Учредитель – Красноармейское территориальное управление образования администрации города Волгограда. Имеется лицензия № 338646 от 21.12. 2010 года, разрешающую образовательную деятельность в соответствии с Уставом.
МОУ детский сад № 12 состоит из отдельно стоящего здания, расположенного по адресу: 400112, город Волгоград, Красноармейский район, ул. им. Арсеньева, 10 А; телефон 90-55-48. Детский сад расположен в одноэтажном здании. Учреждение рассчитано на 2 группы. Техническое состояние здания пригодно к эксплуатации. Режим работы детского сада –12 часов с 7.00 до 19.00. В 2006 году сад прошёл аттестацию- аккредитацию, в результате которой детскому дошкольному учреждению № 12 присвоена третья квалификационная категория. Заведующая МОУ детского сада Лескина Юлия Владимировна имеет высшее образование, первую квалификационную категорию. В МОУ № 12 функционирует 2 смешанные группы: 1 группа- с детьми младшего и среднего возраста, и 1 группа-с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.
Материально – технические условия детского сада обеспечивают безопасность жизни детей, способствуют укреплению их здоровья и физического развития. Медицинское обслуживание проводит медицинский персонал детской поликлиники № 26, сотрудничающий с детским садом по договору.
Детский сад осуществляет тесное сотрудничество с психологической службой ГУСО «Красноармейский центр социальной помощи семье и детям» в лице педагога-психолога Лосевой Натальи Михайловны. Ключевые позиции состоят в следующем: охрана и укрепление психического здоровья детей. Творческий союз с МУК «ЦДСБ» библиотеки филиала №18.
В детском саду оборудованы и функционируют кабинет заведующей, методический кабинет, музыкальный зал, 2 групповые комнаты, помещение для раздевания, санузлы для каждой группы и моечные в каждой группе, экспозиция старинного русского быта, пищеблок.
На территории детского сада расположены: спортивная площадка с необходимым оборудованием для выполнения разнообразных движений на свежем воздухе и игровое поле для проведения спортивных игр, праздников, олимпиад, фестивалей, спортивных соревнований. Для успешного проведения летне-оздоровительного периода созданы огород, участок лекарственных трав, цветники, альпийские горки, рабатки, где представлено многообразие цветущих растений, зелёные насаждения с разнообразными породами деревьев и кустарников. На территории детского сада имеются оборудованные разнообразными малыми формами игровые участки с навесами для каждой группы.
Во всех функциональных помещениях есть необходимые материалы и оборудование для организации воспитательно-образовательного процесса. Для музыкально-ритмических, физкультурных занятий имеются пианино, видеомагнитофон, музыкальный центр, телевизор, набор детских инструментальных инструментов.
В методическом кабинете созданы условия для организации и проведения методической работы с педагогами. Имеются шкафы для размещения материала, стол для работы воспитателей с литературой и пособиями, магнитная доска для проведения занятий с педагогами, стенды с информацией для воспитателей.
Кадровый состав педагогов составляет 6 человек: с высшим образованием – 3 педагога, со средне-специальным - 2 педагога. По результатам аттестации педагоги имеют: первую квалификационную категорию – 5 человек; вторую – 1человек.
Педагоги детского сада осуществляют следующие дополнительные бесплатные услуги: - кружок «Цветные ладошки» (рисование и ручной труд);
- кружок «В музыкальном ритме сказок» (физкультурно-танцевальный);
- кружок « Красна изба» (знакомство с культурой русского народа).
В детском саду приоритетным является экологическое направление работы с дошкольниками. Особенность экологического развития детей дошкольного возраста определяется требованиями программы, по которой работает группа.
В нашем дошкольном учреждении две дошкольные группы работают по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. В основу данной программы положен принцип развивающего обучения. В качестве ведущей технологии педагоги используют проблемно-диалоговое обучение и опытно-экспериментальную деятельность. Суть этой технологии заключается в том, что педагог помогает воспитанникам «открыть» новые знания, используя для этого введение в игровую ситуацию для создания мотивации к занятию, создание ситуации затруднения в деятельности детей, «открытия» нового знания или умения детьми на основе предметной деятельности воспитанников, воспроизведение нового в типовой ситуации.
Интеллектуально-познавательное направление включает в себя следующие разделы:
• Ознакомление с окружающим миром. Основной целью курса является знакомство детей с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта. Занятия проводятся по подгруппам. Методическим обеспечением является:
- пособие для воспитателей «Здравствуй, мир!» Вахрушева А.А., Кочемасовой Е.Е., Акимовой Ю.А.
- рабочая тетрадь «Здравствуй, мир!» (ч. 1,2,3).
- программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»;
- парциальная программа «Моя Родина – Волгоград» Лосевой Л.В., Корепановой М.В., Яценко А.М. (старшая и подготовительная группы)
Для успешного освоения данного курса в группах созданы все необходимые условия. Воспитателями приобретен, изготовлен и систематизирован различный дидактический материал (игры, тематические наборы картинок, наглядные пособия, познавательная детская литература). В группах имеются уголки природы, где помимо растений, созданы мини-лаборатории для опытно - экспериментальной деятельности детей, подобран иллюстративный материал, дидактические игры природоведческого содержания, природный материал для детских поделок. Особое место в группах занимают уголки по ознакомлению детей с историей и современностью родного города и страны.
В каждой группе детского сада присутствует мини-уголок народного быта, где дети знакомятся с предметами быта русской старины.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем проходит и на занятиях кружка «Красна изба», где дети через экскурсии, походы, встречи с интересными людьми знакомятся с природой и историей родного края.
• Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Вспомогательной целью направления является развитие умения говорения, слушания, чтения (слияние звуков в слоги), интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словаря и грамматического строя речи. Занятия проводятся по подгруппам. Педагоги используют в работе с детьми:
- методические рекомендации «По дороге к Азбуке» Кисловой Т.Р.
- рабочие тетради «По дороге к Азбуке» ( ч. 1-4 и «для самых маленьких»).
В старшей и подготовительной группах на занятиях и в совместной деятельности воспитатели включают работу по пособиям «Наши прописи» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В.по подготовке к обучению письму.
Для закрепления знаний и навыков, полученных детьми на занятиях, в развивающей среде групп используются картинный материал, подборка карточек, таблиц и литературы для чтения.
• Ознакомление с художественной литературой. Целью является приучение к чтению, привитие детям интереса к художественной литературе, знакомство с различными жанрами и формами; развитие эмоционального отклика на произведение, поступки персонажей; передача своего отношения к ним; развитие связной речи. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Важная роль отводится произведениям Е.И.Чарушина, В.Бианки, К.Д.Ушинского. Занятия проводятся по подгруппам. Воспитатели строят свою работу с детьми, опираясь на систему работы О.С. Ушаковой и В.В.Гербовой. В группах подобрана детская художественная литература, тематика которой определяется и «воспитательными» возможностями произведения и возрастными интересами детей. Для решения поставленных задач, предполагается соблюдение определенных условий работы воспитателя с детьми.
• ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) Основной целью курса является развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование мыслительных операций, с опорой на экологическое развитие ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения. Занятия проводятся по подгруппам.
Для успешного освоения данного курса в группах созданы все необходимые условия. Воспитателями сделан и систематизирован различный дидактический материал, который имеет экологическую направленность (математические игры, числовые домики, , наборное полотно с цифрами, различные модули).
В детском саду используются современные организационные формы обучения: занятия проводятся по подгруппам в соответствии с методическими рекомендациями программы «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам обучения.
В группах детского сада создана пространственно-развивающая среда в соответствии с требованиями программ.
Педагогический коллектив МОУ № 12 осуществляет деятельность по различным программам и новым педагогическим технологиям (контрольные нормативы):
• Парциальная программа экологической направленности «Наш- дом природа» под. ред. А.Н.Рыжовой
• Парциальная программа социальной направленности «Основы безопасности» Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной.
• Парциальная программа «Моя Родина – Волгоград» Л.В.Лосева, М.В.Корепанова, А.М.Яценко.
На базе детского сада № 12 проводятся районные методические объединения для воспитателей, музыкальных руководителей.
Проблемный анализ состояния МОУ детского сада
2010-2011 г.г. – этап осознания педагогическим коллективом детского сада необходимости введения регионального подхода в экологическом воспитании дошкольников, мотивация педагогов на освоение и адаптацию выбранной программы данного направления, создания среды, обеспечивающей проявление личностной и профессиональной активности и творчества педагогов. Этап постепенного перехода 2-х групп детского сада на организацию работы по внедрению регионального подхода в экологическом воспитании дошкольников.
2005-2007 г.г. - этап активного изменения образовательной деятельности, этап активного преобразования предметно-развивающей среды дошкольного учреждения в данном направлении.
Детский сад укомплектован сотрудниками на 100%. Педагогический коллектив стабильный, высококвалифицированный. Кадровый состав педагогов детского сада № 12 всего составляет 6 человек: заведующая Лескина Юлия Владимировна (образование высшее, категория первая), музыкальный руководитель Сусина Светлана Владимировна (средне -специальное образование, категория первая), воспитателей – 4 человека. В детском саду № 12 из 6 педагогов 3 имеют высшее образование, педагогов со средне-специальным образованием 3 человека.
По результатам аттестации педагоги имеют: первую квалификационную категорию – 5 человек; вторую – 1 человек. Профессиональный уровень педагоги детского сада систематически повышают через курсы при ВГИПК РО, семинары, участие в методических объединениях.
Сведения по повышению квалификации педагогических кадров
№ Ф.И.О. педагога. Должность Тематика курсов Где
2008 год
1 Сусина Светлана Владимировна
музыкальный руководитель Теория и методика музыкального образования в ДОУ ВГИПК РО
2 Валова Маргарита Николаевна
Воспитатель Методика и техника социологических исследований ГОУ ДПО
ВИМПСР
2009 год
1 Лескина Юлия Владимировна
Заведующий Основы управления ДОУ .Первый уровень управленческой подготовки ВГИПК РО
2010 год
1 Валова Маргарита Николаевна
Воспитатель Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ: актуальные проблемы ВГИПК РО
2 Валова Маргарита Николаевна
Воспитатель Организация процесса воспитания дошкольников по региональной программе»Воспитание маленького волжанина» .ВГПУ
ФПК и ППРО
3 Валова Маргарита Николаевна
Воспитатель Концептуальные особенности построения программы «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградаовой Издательский центр
«ВЕНТАНА-ГРАФ»
4 Хахалева Лариса Ивановна
воспитатель Основы профессиональной деятельности воспитателя ДОУ ВГИПК РО
Педагогический коллектив ДОУ с 2010 года осуществляет деятельность по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. с элементами регионального компонента по экологическому воспитанию Для успешного внедрения регионального компонента по экологическому воспитанию методическая работа педагогического коллектива детского сада строилась следующим образом:
1. получение первичной информации о региональном компоненте по экологическому воспитанию (курсы педагогов,) ;
2. организация знакомства с задачами регионального компонента по экологическому воспитанию (сообщение, совместные обсуждения альтернативных мнений);
3. принятие на педагогическом совете решения о внедрении регионального компонента по экологическому воспитанию;
4. информирование родителей на общем собрании о внедрении в воспитательно-образовательный процесс детского сада регионального компонента по экологическому воспитанию;
5. создание развивающей среды, приобретение и изготовление дидактического и методического материалов;
6. организация повышения квалификации педагогов – куры ИПК, в процессе внутридошкольной методической работы, самообразования.
С 2010 года в детском саду начался практический этап реализации регионального компонента по экологическому воспитанию в 2 дошкольных группах. В каждой группе была построена развивающая среда, которая отвечала требованиям программы. Создавая пространственно-развивающую среду, воспитатели учитывают возрастные и индивидуально-личностные способности детей своей возрастной группы. Ведь именно развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. В пределах общего пространства групп оформлена система блоков:
познавательный блок – с набором игр и пособий, используемых на занятиях и вне их, зелёный уголок, мини-лаборатория для детской опытническо-экспериментированной деятельности, дидактические игры и книги природоведческого характера, схемы и модели: звуковые картинки, город звуков, числовые домики, наборное полотно с буквами и цифрами и т.д.
мини-уголок народного быта – где дети знакомятся с образцами изобразительного искусства, предметами декоративно-прикладного искусства, рисуют, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах, занимаются театрализованной деятельностью.
блок игровой деятельности - мини игротека; уголок сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр.
Для эффективной работы по экологическому воспитанию воспитатель Валова М.Н. посетила курсы обучения основам профессиональной деятельности воспитателя ДОУ ВГПУФПК и ППРО по теме «Организация процесса воспитания дошкольников по региональной программе «Воспитание маленького волжанина». По материалам данных курсов регулярно проводятся консультации для воспитателей и обмен мнениями по организации пространственно-развивающей среды.
Педагогический коллектив МОУ № 12, реализуя региональный компонент по экологическому воспитанию, внедряет и использует парциальные программы и новые педагогические технологии (см. приложение, таблицу).
В детском саду используются современные организационные формы обучения.Занятия проводятся по подгруппам. Помимо позитивных изменений в детском саду № 12 сохранены и лучшие традиции дошкольного образования – это сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации работы с детьми, обеспечивая тем самым комплексный характер педагогического процесса. Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам обучения, которые поддерживают постоянный интерес к занятиям и стимулируют познавательную активность детей.
Основные занятия сочетаются с кружковой работой. Это позволяет ориентировать образовательные задачи на уровень развития, темп обучаемости каждого ребёнка. Составлены тематические планы кружковой работы специалистов и воспитателей, которые скоординированы с учётом места, времени, проведения занятий и режимных моментов. Для успешной работы проводится координация различных направлений педагогического процесса на основе взаимодействия специалистов узкой профессиональной направленности и других сотрудников; проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания в рамках кружковой работы педагогов.
Результативность воспитательно-образовательной работы в детском саду по программам и технологиям отслеживается с помощью регулярной диагностики, которая проводиться 2 раза в год: начале и конце учебного года. Результаты диагностики анализируются педагогическим коллективом с целью выявления проблем и достижений в развитии детей. Промежуточная диагностика позволяет воспитателям и специалистам осуществлять коррекцию собственной деятельности и деятельности детей, если возникает в этом необходимость. К концу учебного года результаты диагностики следующие: 65% продиагностированных детей находятся на средне- высоком уровне; 25% на среднем уровне. Эти показатели позволяют видеть не только уровень развития детей, но и профессиональную работу воспитателей.
В детском саду работа методического кабинета строится на основе концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития педагогический коллектив считает
разработку новых подходов к дошкольному воспитанию - личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Ключевые позиции состоят в следующем: охрана и укрепление здоровья детей; гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми (раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей); формирование определённого уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни, развитие ответственного отношения к природе).
Годовые планы воспитательно-образовательной работы МОУ всегда составляются на основе диагностики выполнения программы каждой группой и наблюдений педагогического процесса.
Основной целью методической работы детского сада является создание условий для самовыражения и самореализации каждого педагога. Основными направлениями методической работы являются:
- Оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми;
- Реализация различных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности каждого педагога;
- Совершенствование педагогического мастерства каждого педагога и педагогического коллектива в целом;
- Обобщение, распространение и внедрение передового опыта в работу ДОУ.
Методы и технологии, реализуемые в МОУ, обеспечивают эмоциональное и личностное развитие детей дошкольного возраста. Дети нашего детского сада демонстрируют открытость. Доброжелательно и легко контактируют со взрослыми и сверстниками. В своей работе педагоги широко используют различные методы мотивации и стимулирования воспитанников . Используются методы: создание ситуации успеха, взаимопомощи, сопереживания и др. При построении воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив опирается на «Концепцию дошкольного воспитания» В.А. Петровского, государственный стандарт образования, методические рекомендации «Программы воспитания и обучения в детском саду» (новая редакция) и содержание парциальных программ реализуемых в детском саду.
Воспитательно-образовательная работа с детьми в группах ведётся на основе блочного планирования: специально-организованные занятия, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей. Педагогами детского сада разработана циклограмма работы воспитателя, с целью удобства планирования совместной деятельности педагога с детьми в воспитательно-образовательном процессе.
Педагогическим коллективом детского сада накоплен опыт работы с детьми по экологическому воспитанию детей. Данный опыт обобщен педагогами дошкольного учреждения.
Передовой педагогический опыт (ППО)
№
п/п Ф.И.О. педагога Тема опыта Год Где используется опыт
(район, город, др.)
1 Лескина Юлия Владимировна
заведующий «Организация опытно-экспериментальной работы в экологическом воспитании дошкольников средствами регионального подхода» 2010 Красноармейский район
2 Валова Маргарита Николаевна
воспитатель
«Использование частично-поисковой деятельности при изучении детьми старшего дошкольного возраста природных объектов» 2010 Красноармейский район
3 Мирошниченко Галина Александровна
воспитатель «Эмоциональное благополучие ребенка – как важнейшее условие физического и душевного здоровья дошкольника» 2010 Красноармейский район
4 Крапивина Людмила Алексеевна
воспитатель «Обобщение методического и практического опыта экологического воспитания с точки зрения активизирующей роли регионального подхода» 2010 Красноармейский район
5 Сусина Светлана Владимировна
музыкальный руководитель «Проведение праздников и развлечений в ДОУ с опорой на региональную тематику» 2010 Красноармейский район
6
Хахалева Лариса Ивановна
воспитатель
«Знакомство детей с разными видами искусства и приемами техники рисования как средство формирования творческих способностей»
2010
Наш опыт работы представлен на различных конкурсах, семинарах и методических объединениях. За 5 лет работы детский сад активно участвовал в различных районных, городских и областных мероприятиях:
№ п\п Область,
город,
район
Наименование
Результат
1 Районный Конкурс детского творчества «Маленькие звездочки» лауреаты|
2 Районный Фестиваль детского творчества «Веселая
карусель» лауреаты
3 Областной Смотр-конкурс на лучший детский рисунок по противопожарной тематике лауреаты
4 Всероссийский Конкурс детских рисунков «Мир диких животных» (город Москва) лауреаты
5 Районный Конкурс детского творчества «Маленькие звездочки» 1 место
6 Городской Смотр-конкурс «Чистота вокруг нас» лауреаты
7 Районный Конкурс детского творчества «Веселые нотки» III место,
лауреаты
8 Районное Смотр-конкурс детского творчества «Широкая масленица» I место
9 Районный Конкурс детского творчества на базе детской библиотеки филиала МУК «ЦДСБ» № 18
«Я путешественник» лауреаты
10 Районный Конкурс детского творчества на базе детской библиотеки филиала МУК «ЦДСБ» № 18
«Мой любимый город» лауреаты
11 Районный Конкурс детского творчества на базе детской библиотеки филиала МУК «ЦДСБ» № 18
«Зимняя фантазия» лауреаты
12 Районный Смотр-конкурс «В мире нет вещей ненужных» лауреаты
13 Международный Фестиваль «Наш радужный мир» лауреаты
14 Районный Конкурс методических разработок в номинации III место
15 Районный «Рождественские праздники» лауреаты
16 Районный «Подарок другу» лауреаты
17 Районный Смотр-конкурс на «Лучшее благоустройство участка образовательного учреждения» III место
18 Районный «Наш любимый Красноармейск» конкурс рисунков, поделок лауреаты
19 Районный Конкурс «Разговор о правильном питании» лауреаты
Первоначальная работа с семьёй в своём микрорайоне позволила изучить потребности окружающего социума в видах образовательных услуг, содержании образования и составить план работы МОУ с неорганизованными детьми своего микрорайона в форме проекта.
Анализ работы педагогического коллектива и достижений детского сада показал:
• наличие благоприятной атмосферы для работы педагогов в творческом инновационном режиме;
• наличие условий, необходимых для профессионального роста педагогов при налаженной системе методической работы, системе курсовой переподготовки, самообразованию, аттестации.
В связи с внедрением в детском саду регионального компонента по экологическому воспитанию выявлены затруднения:
• недостаточное оснащение педагогического процесса дидактическим материалом, наглядностью;
• поиск достоверных сведений фактов родного края;
• адаптация подобранного материала к восприятию детей старшего возраста;
• разработка оптимального безопасного маршрута экскурсий и походов с детьми;
• отсутствие педагогов дополнительного образования и узких специалистов (инструктора по физической культуре, психолога, эколога, медработника).
Проведённый анализ деятельности МОУ детского сада позволил нам определить его возможности в складывающей социально-экономической ситуации.
Характеристика требований социума
Современное дошкольное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого взаимодействия с социумом, а так же без интеграции общественного и семейного воспитания. Первоначальная работа в своём микрорайоне позволила изучить потребность окружающего социума в видах образовательных услуг.
Наш детский сад на протяжении ряда лет тесно сотрудничает со школой № 9. На совместно проводимых совещаниях обсуждаются проблемы преемственности детского сада и школы, составляется в начале учебного года план совместных мероприятий. С воспитанниками школы и МОУ № 12 был успешно осуществлен долгосрочный проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, что позволило улучшить работу в данном направлении как в школе № 9, так и в детском саду.
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад № 12 осуществляет взаимодействие со школой искусств №6. Совместно составляются и осуществляются планы мероприятий по приобщению детей к основам музыкальной культуры, на базе музыкальной школы педагогами и учениками проводятся экскурсии, концерты, музыкальные вечера. Воспитанники школы искусств № 6 являются частыми гостями в детском саду.
На протяжении многих лет осуществляются творческие контакты дошкольного учреждения с социумом:
1. взаимодействие с ГИБДД Красноармейского района;
2. ГУСО «Центр содействия семье и детям»;
3. взаимодействие с районным центром психолого-педагогическим помощи «Содействие»;
4. взаимодействие с институтом повышения квалификации по организации совместной работы;
5. взаимодействие с музеями «Сарепта», по организации экскурсий для детей дошкольного возраста;
6. книжными магазинами «Деловая книга», «Кассандра»;
7. детской поликлиникой № 26 по организации оздоровительной работы в МОУ;
8. взаимодействие с администрацией Красноармейского района; районным методическим кабинетом;
9. взаимодействие с МУК «ЦДСБ» библиотеки филиала №18;
10. сотрудничество с военно - патриотическим клубом детей войны «Живые свидетели».
Вся работа детского сада по взаимодействию с родителями воспитанников и общественными организациями, органами местного самоуправления, учреждениями образования, науки, культуры позволяет организовать МОУ систему социально-личностного развития дошкольника .
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям. Характерная особенность дошкольного детства – это высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта.
В детском саду необходимо обеспечить единый процесс социализации и индивидуализации личности дошкольника через эмоциональное принятие ребёнком себя, своей самоценности. Процесс социализации разворачивается как путь активного вхождения ребёнка в культуру, присвоения доступного содержания культурно-исторического опыта в разных видах детской деятельности, общения и познания.
Концептуальная идея. Ключевой идеей развития МОУ детского сада № 12 является создание определённого жизненного пространства для детей и воспитывающих их взрослых, своеобразной модели жизненных отношений, способствующих приобщению их к достижениям человеческой культуры, развития творческого потенциала ребенка. В детском саду центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности. Дошкольник, глубоко изучая родную речь, лучшие образцы литературы, музыки, живописи впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, обрядов среди которых живёт. Потребность общества в человеке знающем обычаи и традиции края, в котором
Исходя из условий детского сада и потребностей окружающего социума, наше дошкольное учреждение считает своей миссией: создание целостной открытой социально-педагогической системы. Данная система способна:
формировать комплексное образовательное пространство для приобретения социально-личностного опыта, интеллектуального, речевого и творческого развития детей дошкольного возраста;
способствовать развитию партнерских отношений между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
В этих целях необходимо решение целого ряда задач:
1. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей дошкольного учреждения.
2. Создание условий для целенаправленной работы по формированию мотивации к здоровому образу жизни у воспитанников и снижение заболеваемости.
3. Обновление содержания воспитательно-образовательной системы путем введение новых инновационных технологий в работе с детьми и педагогами.
4. Построение партнерского взаимодействия, охватывающего отношения всех участников воспитательного процесса в детском саду – педагогов, родителей, воспитанников.
5. Адаптация и внедрение в практику работы регионального компонента по экологическому воспитанию.
6. Введение в педагогическое пространство дошкольного образовательного учреждения целостной открытой модели взаимодействия всех субъектов окружающего социума.
Сущность предстоящего преобразования детского сада определяется актуальностью данной проблемы.
Определяя стратегию и содержание деятельности по взаимодействию всех участников педагогического процесса, педагогический коллектив детского сада будет руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребёнка, его свобода и достоинство. Гуманизация реально обеспечивает личностно-ориентированную модель педагогического процесса, которая предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и развития личности каждого ребёнка.
2) Принцип интеграции всей педагогической работы с детьми на основе их социализации через призму компонента регионального культуры, быта и традиций.
3) Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
4) Принцип полноты, предусматривающий в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания культуры, быта и традиций края в котором живём.
5) Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
6) Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительскими учреждениями.
7) Принцип индивидуализации обучения предполагает всесторонний учёт уровня развития и особенностей каждого ребёнка, формирование на этой основе направлений стимулирования и коррекции развития дошкольников. Индивидуализация обучения реализует задачу развития познавательных процессов каждого ребёнка.
8) Принцип культуросообразности предусматривает воспитание детей на общечеловеческих культурных ценностях и культурных традициях родного края.
9) Принцип природосообразности предполагает, что определять содержание выбирать формы, средства дошкольного образования, стиль взаимодействия с каждым ребёнком необходимо на основе целостного педагогического знания о ребёнке (его физиологических, индивидуально-личностных особенностях, состояния физического здоровья.
Реализация программы рассматривается как поэтапный процесс решения приоритетных задач детского сада:
создание условий для полного физического, нравственного и социального благополучия ребёнка в детском саду;
воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознанное отношение к своему здоровью;
воспитание здорового ребёнка в счастливой семье;
формирование двигательных умений и навыков через разнообразные формы физкультурной работы;
создание условий, способствующих социальной адаптации, коррекции речевого развития дошкольников;
организация развивающего обучения, предполагающего обязательную включённость ребёнка как субъект деятельности в учебный процесс: опора на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации, в которой организованно для него познание мира.
оптимизация условий развития ребёнка;
оптимизация учебного процесса за счёт введения мировоззренческих аспектов, организация жизни и опыта детей в микросоциуме;
направленность воспитательно-образовательного процесса на формирование свободной, разносторонне развитой личности ребёнка, развитие его индивидуальности;
реализация в педагогических технологиях основных гуманистических принципов: осознанной свободы, свободы выбора, взаимоактивности педагога и ребёнка, организация общения на основе сотрудничества.
В основе концепции развития МОУ детского сада как модели дошкольного образовательного учреждения лежит возможность: комплексного педагогического подхода к реализации регионального компонента по экологическому воспитанию.
Гипотеза Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента с учётом индивидуального и дифференцированного подходов будет эффективным, если:
- будут созданы условия для экологического воспитания дошкольников, создана социально ориентированная предметно-развивающая среда;
- в процессе реализации задач экологического воспитания дошкольников будут реализовываться принципы, определяющие стратегию и содержание деятельности по взаимодействию всех участников педагогического процесса;
- общение с детьми будет строиться на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия;
- создана система педагогического взаимодействия педагога с детьми;
- вся работа с детьми и педагогами будет строиться на диагностической основе, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и педагога;
- будет оптимальное сочетание различных активных форм методической работы с педагогами по проблеме образования дошкольников;
- обеспечена экологическая составляющая всех видов деятельности детского сада.
Содержание и организация образовательного процесса
Методическая основа концепции. Содержание и организация образовательного процесса должно включать следующие компоненты работы.
Продолжать работу с детьми дошкольных общеобразовательных групп по внедрению регионального подхода в экологическом воспитании дошкольников с позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Основной целью данной работы является создание каждому ребёнку всех условий для полного раскрытия его неповторимости (развития познавательной сферы, интеллекта, навыков общения и др.).
Полноценному развитию дошкольников способствует и освоение правил безопасности жизнедеятельности. Наша задача – научить ребёнка умению правильно вести себя дома, когда один; умению бережно относиться к своему здоровью. Для этого педагогический коллектив продолжит работать по учебному пособию по основам безопасности жизнедеятельности детей Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной.
Делаем акцент на обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающем.
Построение развивающей среды в дошкольном учреждении осуществлять на основе положения «Концепции дошкольного воспитания» авторского коллектива В.А. Петровского, В.В. Давыдова.
Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении заключается в следующем:
- соответствие содержания, задач, методов и форм взаимодействия с дошкольниками их возрастным потребностям, индивидуально-личностным потребностям;
- Создание в группах условий для личностного развития каждого ребёнка;
- Улучшение психологического климата в коллективе, стимулирующего и развивающего творческий потенциал педагогов и детей;
- Создание системы социально-ориентированного образования в детском саду с целью формирования у дошкольников основ миропонимания;
- Придерживаться направлений на воспитательно-образовательный процесс: формирование культуры познания, культуры чувств, формирование отношения к миру людей и природы, формирование коммуникативности детей, приобщать к традициям и обычаям родного края и общечеловеческим ценностям;
- Выработка у педагогов умения проводить самооценку собственной деятельности, результативности своей работы, осуществлять дифференцированный подход в отборе содержания, средств, форм работы с детьми на основе результатов диагностики, психического уровня и физического здоровья детей.
Организационно-педагогическая структура
Актуальной задачей является поиск эффективных средств для научно методического обеспечения процесса при реализации задач социально-ориентированного образования личности и формирования гражданственности дошкольника, привития бережного, уважительного отношение к культурным традициям родного края. С этой целью планируется:
1. Создание творческих групп в детском саду по данной проблеме;
2. Поддержание постоянных тесных связей с родителями по проблеме познавательно- речевого развития детей;
3. Взаимодействие со школой № 9 по обучению дошкольников подготовительных групп и по проведении совместных мероприятий;
4. Взаимодействие с институтом повышения квалификации по организации совместной работы;
5. Взаимодействие с музеями «Сарепта» по организации экскурсий для детей дошкольного возраста;
6. взаимодействие с книжными магазинами «Деловая книга», «Кассандра»;
7. Продолжить взаимодействие с детской поликлиникой № 26 и привлечь специалистов физкультурного диспансера по организации работы с детьми, нуждающимися в коррекции физического развития;
8. Взаимодействие с администрацией Красноармейского района; районным методическим кабинетом;
9. Взаимодействие со школой искусств № 6;
10. Взаимодействие с МУК «ЦДСБ» библиотеки филиала №18;
11. Сотрудничество с военно - патриотическим клубом детей войны «Живые свидетели».
Базой для реализации регионального подхода в экологическом воспитании дошкольников является осуществление задачи укрепления физического и психологического здоровья ребёнка, формировании основ двигательной и гигиенической культуры. С этой целью в работе с дошкольниками в детском саду делаем акцент на валеологическое просвещение дошкольников: развитии представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуре, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма, знаниях о правилах безопасного поведения.
Система управления ДОУ
Функции всех субъектов управления.
1. Функциональные обязанности заведующего.
• Заключает договора о сотрудничестве с различными государственными, частными и общественными организациями;
• Осуществляет общее руководство по оптимизации деятельности управленческого аппарата МОУ на основе плана работы ДОУ; руководит хозяйственной деятельностью;
• Координирует деятельность всех участников педагогического процесса;
• Осуществляет внутридошкольный контроль по направлениям деятельности ДОУ;
• Осуществляет контроль и руководство работой педагогических кадров и вспомогательного персонала, обеспечивая им условия для профессионального роста;
• Прогнозирует перспективы развития ДОУ, определяет этапы работы педагогического коллектива по приоритетному направлению МОУ;
• Осуществляет взаимодействие с научными, учебными учреждениями, с общественными организациями, с учреждениями здравоохранения и культуры, с администрацией Красноармейского района; методическим кабинетом РУО; с передовыми педагогическими коллективами, успешно решающими проблемы дошкольного образования.
• Формирует цели на основе социального заказа, совместно со всеми субъектами управления в соответствии с реальными условиями по развитию МОУ;
• Прогнозирует развитие научно-методической деятельности коллектива и отдельных педагогов;
• Планирует реализацию содержания методической работы;
• Разработка комплексно – целевой программы развития МОУ;
• Осуществляет работу по программам, технологиям, реализуемых в МОУ;
• Руководит подготовкой педагогических кадров по проблемам дошкольного образования;
• осуществляет контроль и оценку за ходом методической работы, за повышением квалификации педагогов МОУ;
• создаёт условия для повышения уровня педагогического мастерства специалистов;
• формирует банк данных о ППО, новых исследованиях в области педагогики, психологии дидактики, частных методик, подбирая научно-методические материалы о состоянии работы в ДОУ;
• отвечает за организацию кружковой работы;
• координирует работу педагогического коллектива по созданию предметно-развивающей среды.
2. Функциональные обязанности Творческой группы.
С целью улучшения качества управления в детском саду функционирует творческая группа, в неё входят: музыкальный руководитель, воспитатели первой квалификационной категории. Творческая группа принимает участие:
- в обсуждении вопросов планирования образовательной деятельности детского сада;
- рассматривает вопросы организации дополнительных образовательных услуг для детей;
- организует выявление, обобщение, внедрение передового педагогического опыта;
Потенциал педагогических советов:
утверждение плана работы МОУ детского сада;
утверждение воспитательно-образовательные программы;
утверждение перспективных планов работы кружковой работы педагогов и специалистов детского сада;
распространяет педагогический передовой опыт;
совершенствует развитие педагогического процесса;
утверждает программы развития детского сада.
Ожидаемые результаты:
высокая результативность в развитии, воспитании дошкольников по основным направлениям программы, достигнутая без перенагрузки детей и педагогов;
повышение уровня педагогического мастерства педагогов МОУ, их готовности к осуществлению познавательно-речевого развития детей.
Условиями решения задач познавательно-речевого развития детей является:
осуществление взаимодействия специалистов детского сада (музыкального руководителя, воспитателей);
осуществление совместных форм взаимодействия детского сада и семьи по развитию речи детей дошкольного возраста;
формирование речевых навыков детей в процессе ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности, историей родного города и России;
совершенствование навыков общения в процессе организации кружковой работы с детьми.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Система ресурсообеспечивающей деятельности
Финан-
совое обеспе-
чение Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение Оздоровительно-спортивное обеспечение Научно-методическое обеспечение Нормативно-правовая база
Бюджетные средства
Внебюджетные средства Методическая литература
Кабинет заведующей,
музыкального руководителя, методический кабинет
Музыкальный зал.
Периодические издания.
Методические наработки, ППО
Аудио и видео материалы, аудио-видео техника: видеомагнито-фон, телевизор, музыкальный центр с караоке.
Групповые
мини-уголки народного быта
Транспортная площадка с разметкой
Педагоги 1 и 2 категории.
Музыкальный руководитель
Заведующая.
Воспитатель по русской традиционной культуре
Психологическая служба педагог-психолог из ЦППП «Содействие»
Спортивная площадка
Система физкультурно- оздоровительных мероприятий
Спортивные соревнования и спартакиады на районном уровне
Дни и недели здоровья
Оборудование спортивное для физкультурных занятий
Оборудование спортивное для спортивных игр
Спортивные уголки для детей в каждой группе
Сотрудничество с социумом
Повышение квалификации на курсах
Внутриметодическая служба
Самообразование
Разработка годовых планов работы, перспективных планов кружковой работы педагогов
Разработка схем содержания работы специалиста и воспитателей
Система воспитательно-образовательной работы в детском саду
Приобретение методической литературы и пособий для решения задач в соответствии внедрением регионального подхода в экологическом воспитании дошкольников
Диагностический материал соответственно разработкам по экологическому воспитанию дошкольников
Устав ОУ
Лицензия
Программа развития детского сада
Договоры о сотрудничестве
Локальные акты МОУ
Должностные инструкции
Планы воспитательно-образователь-ной работы
Нормативные акты управления образования
Закон «Об образовании РФ»
Планы совместной работы школы № 9
[/color][u][i][b]